Архив, Заявка на поиск

Цитадели заполярья

Заполярные земли

Региональное
законодательство

Поиск работы в заполярье

Кто здесь живет?

Кто прославился?








"Александр Старцев: Все возвращается на круги своя".


[2007-12-05]

"Александр Старцев: Все возвращается на круги своя".



При третьем пришествии Газпрома на полуостров Ямал газовики дошли до каждого чума. Собрали оленеводов на общий сход в Яр-Сале. Разговор был долгим. Тундровики радели за сохранность пастбищ и путей каслания. По ним пройдут транспортные магистрали. Чтобы не вредить оленеводам, в местах прохода стад строители выстилают откосы дорог дернитом. По отлогим склонам олени легко преодолеют любую дорогу. Места переходов показали пастухи. Кто же лучше их знает маршруты каслания? Там, где на пути оленей встанут газопроводы, монтажники возведут арочные переходы. Стада пройдут под ними своей дорогой. А газовый поток потечет по своему стальному руслу. Так будет. В этом компромиссе - смысл всей стратегии третьего выхода концерна "Газпром" на полуостров. Два разных мира могут сосуществовать, не вредя друг другу. Для начальника Управления капитального строительства ООО "Надымгазпром" Александра СТАРЦЕВА третье продвижение на Ямал - четвертая большая стройка в жизни. Не похожая ни на одну предыдущую. И, пожалуй, самая важная.

Один год двадцать лет спустя

- Для "Газпрома", для государства сегодня ничего важнее нет, - считает Александр Иванович. - Этот проект ждали 20 лет. Собственно, и начинали работать на полуострове, на Бованенково, два десятка лет назад. Сейчас, после двукратного, даже трехкратного приостановления строительства, все возвращается. Наконец-то год назад был подписан очень важный документ, когда общество "Надымгазпром" было назначено и заказчиком, и эксплуатирующей организацией при разработке месторождений полуострова. Мы долго шли к этому. В свое время на Ямал выходило еще предприятие "Севергазпром". Василий Григорьевич Подюк, сегодняшний начальник департамента по добыче газа, газового конденсата и нефти ОАО "Газпром", начинал пионерный выход еще в семидесятые. Тогда многое было сделано по части обустройства. На полуострове работала историческая Карская экспедиция, которая и открыла это крупное месторождение. Это было в начале шестидесятых. Потом его доразведали, подтвердили запасы на тех больших лицензионных участках, на которые у нас имеется сегодня лицензия. В то время и я начинал здесь работать. Юнцом еще, после армии. 23 года мне тогда было. 27 лет уже прожил здесь. На моих глазах создавался топливно-энергетический комплекс в Пур-Тазовском регионе. Запускалось Медвежье месторождение, Ямсовейское, Юбилейное. В их разработке я участвовал сам. На Медвежьем, правда, работал при строительстве дожимных компрессорных станций. Но все равно работе непосредственно на месторождении я отдал 10 лет. Ямсовейское месторождение в 1997 году запущено Юбилейное месторождение - где-то в 1985-м. Сначала прошел первый этап опытно-промышленной эксплуатации первых кустов газовых скважин. Мы его потом обустроили до пуска на полную мощность. И оно сегодня добывает, по-моему, около 20 миллиардов кубометров газа. - Говоря "мы", подразумеваем "Надымгазпром"... - Развитие топливно-энергетического комплекса Ямала шло параллельно со становлением "Надымгазпрома". Разработка первого месторождения - Медвежьего - позволила создать вот такую мощную сырьевую базу в регионе. В 1972 году первая установка была пущена. Из Надыма проводился выход и на Новый Уренгой. А потом и на Ямбург - в 1984 году. Пионерный поезд от "Надымгазпрома" уходил к Ямбургу.Потом началось обустройство промыслов. Создавалась структура производства, аналогичная той, что принята в "Надымгазпроме". Те времена прозвали периодом застоя. Но здесь, на Ямале, никакой стагнации не было. В регионе работал мощный строительный комплекс. Для примера можно сказать: Ямбургское месторождение, мощнейшее, за пять лет обустроили. Это кое-что значит. Но, правда, на той площадке работала вся страна. Только в одном главке - "Главямбургнефтегазстрой" - трудилось порядка 20 тысяч человек. Теперь нашему предприятию предстоит выходить на четвертое крупнейшее месторождение. На Бованенково. Конечно, многое изменилось. Пришли другие поколения. Тем не менее перед "Надымгазпромом" стоит большая задача по реализации этого проекта.

Режим ожидания

- Разработка любого месторождения всегда начинается задолго до прибытия первой бригады строителей. Как просчитывался алгоритм действий по выходу на Бованенково? - Первоочередные мероприятия по обустройству были определены в 2004 году, когда решение о финансировании проекта еще не принималось. Вместе с тем "Газпром" на протяжении этих 10-15 лет стройку не оставлял без внимания. Поддерживалась инфраструктура, системы жизнеобеспечения, чтобы провести прием груза в навигацию. Получилось так: когда Карская экспедиция ликвидировалась, мы остатки имущества у них выкупили. И благодаря этому как-то выживали. Перспектива освоения Ямала в "Газпроме" рассматривалась как долгосрочная программа. И по первоначальным планам планировалось выступить широким фронтом после обустройства Ямбургского месторождения. Заслуга "Надымгазпрома" в том, что в период ожидания базу не дали разбазарить, уничтожить... Жизнь продолжалась. В пору безвременья была построена часть объектов. А ведь сегодня, при выходе на промысел, важно любое - любое! - сооружение, которое там стоит. - Александр Иванович, что было построено за те годы, пока разработка залежей не велась? - Мы смонтировали котельную на Бованенково. Использовали надежный, по-своему уникальный проект. Котельная изготовлена блочно-модульным способом. Этот метод строительства давно известен. Он применялся при обустройстве Пур-Тазовского региона, на Уренгойском месторождении, на Ямбургском, где за его разработку группа специалистов получила Государственную премию. И после сдачи УКПГ №5 на Ямбурге часть подразделений "Главямбургнефтегазстроя" передислоцировалась в устье реки Сеяха. С тем, чтобы выйти на Бованенково. Для этого был закуплен финский жилой комплекс. Еще в то время, в 1985 году. Их было два куплено - для Ямбурга и для Бованенково. И сегодня он сохранен. Итак, построена была котельная. Сегодня благодаря ей на Бованенково проблем с теплом в помещениях нет. Дальше - было построено жилье. Корпуса проекта "Вахта-80". Построены небольшие базы заказчика, складские помещения, пекарня. Она пока законсервирована, но пекари скоро заработают. На Бованенково есть вертолетные площадки, линии электропередач, водопроводное хозяйство. Да, всего по минимуму, поскольку было ограничение по средствам, но тем не менее. Была построена система пионерного газоснабжения. У нее вообще ценность огромная. Каких трудов стоит завезти топливо на Бованенково, зная, какая там транспортная схема, - не трудно себе представить. При одной из попыток выхода на полуостров начинали работу буровые компании. Пробурили 57 эксплуатационных скважин. Правда, ввиду отсутствия финансирования все работы в итоге остановились. Подрядчики передислоцировались в другие регионы. Все хозяйство месторождения осталось на нашей ответственности. Ежегодно в навигацию мы завозили топливо, продукты. Почти 18 лет этим и занимались. - Когда поменялась ситуация? - С 2004 года пошло кое-какое финансирование. Соответствующее распоряжение подписал председатель правления ОАО "Газпром" Алексей Миллер. Мы получали в год от двух до четырех миллиардов рублей. Это уже было кое-что по ценам 2004-2005 годов. В это время мы провели большую работу по заделу строительных объектов. Начали строить пожарное депо, вахтовый комплекс, объекты водопроводного хозяйства, объекты канализационного, природоохранного назначения, большой, на 35 тысяч кубометров, склад ГСМ на Харасавэе. Серьезные работы провели на базе порта Харасавэй. Сегодня строителям есть куда прийти. Худо-бедно 1700 человек можем поселить. Есть вода, канализация, пожарное депо, вертолетка, склад, база ОРСа и пекарня. Есть зачатие жизни, необходимое для того, чтоб развернуть широкий фронт работ. Теперь, зная, что ситуация в любом случае будет развиваться, мы подготовили проект строительства первоочередных сооружений. Это дороги, объекты природоохранного назначения, базы заказчика, пожарное депо, база дорожно-эксплуатационного управления и подрядных организаций. И, как результат всей работы, в прошлом году мы сдали 14 объектов первостепенного назначения. В этом году еще 25 будем вводить. Расклад такой: 11 - на Бованенково, 14 - на Харасавэе.

Здесь будет город-порт

- Александр Иванович, о дате пуска первого комплекса на Бованенково знает весь мир. Однако на Харасавэе тоже идет активное строительство. Чем это объяснить? - Вообще, Харасавэй, как портопункт и транспортный узел, важен для обустройства всего Ямала. Ну и, в частности, Бованенково. Поэтому сегодня и на Харасавэйском месторождении построена современная котельная на 72 мегаватта. Сейчас монтируем новую электростанцию мощностью 10 мегаватт. Растет автотранспортный парк. Понятно, что очень большой грузопоток будет. Поэтому строим базу на 800 машин. С теплыми стоянками строим очистные сооружения, пожарное депо и объекты по базе заказчика в самом порту. Все эти годы мы поддерживаем в рабочем состоянии судоходный канал. Конечно, прежде судоходство было незначительным. За сезон провозили по 10, по 20, по 50 тысяч тонн. 2005 год был оживленный, навигационный завоз составил 145 тысяч тонн. И продукты завозили, и оборудование. Все - по воде. Другого вида транспорта там нет. В общем-то, надо сказать, одна из особенностей обустройства - сложнейшая транспортная схема. Никаких дорог пока не построено. Даже водный транспорт, на который мы рассчитываем, имеет свои особенности.

Поезд прибывает на первый путь

- При существующей транспортной схеме, точнее, при ее отсутствии, железнодорожный путь, не подверженный капризам погоды, поможет решить многие проблемы. Как идет его строительство? - К концу 2009 года мы должны обеспечить движение до Бованенково. Пока задача стоит - провоз грузов. Прогон первого эшелона. Понятно, что понадобится год, может, два, чтобы всю работу стабилизировать, провести наладочные операции. Подготовить дорогу под статус временной эксплуатации. Ведь на Севере практически все дороги в таком статусе. - Насколько реальны сроки? - Чтобы решить эту задачу в срок, мы разработали четыре отдельных проекта. С учетом того, что надо вести работы в четырех местах. Мы пока начали в двух. В прошлом году высадились на станции Саханто. Сегодня мы вышли на переход через реку Юрибей. Это один из самых сложнейших участков, я вам скажу. Нигде в мире в таких широтах дороги не строятся. Думаю, этим все сказано. Масштабный мостовой переход, протяженностью порядка 4 километров. Мост с подходными эстакадами пройдет над поймой реки. Мы половину моста прошли уже. Ну, вернее, основание прошли. Большую часть металлоконструкций подрядчики закупили. Теперь все с нетерпением ждут зимы. Дорога прокладывается при хорошем, серьезном качестве исполнения. Надо нам еще доработать системы безопасности движения, сигнализации, связи, электрообеспечение узлов, станций. В этом году мы строим часть наземных объектов. Это локомотивное депо, заправочный комплекс, базы. Рядом с железнодорожной магистралью есть временная автомобильная дорога. У нас отсыпано 268 километров автодороги для строительства железной. - Сколько сейчас рабочих занято на строительстве? - 3200 человек - это в поле. Летом чуть поменьше было. Мы переориентировались, чтобы подготовить дорогу Паюта - Хралов. Там сезонные работы ведутся трудоемкие. Выравнивание пути, подбивки. И так далее. За лето большое количество техники еще подошло. Поэтому они сейчас там готовятся. Ждут хотя бы первого мороза. Тогда будет совершенно другая активность в работе. - Какова грузопропускная способность магистрали? - Миллион тонн в год.

Дорога на буровую

- Что строится на Бованенково сейчас? - Промысловые дороги. Это, по нашему мнению, стратегические объекты. Дорога на ГП-1, ГП-2, подъезд к канализационно-очистным сооружениям и вахтовому поселку. Строятся дороги на промзону и к будущему аэропорту. В этом году будет введено порядка 8 километров дорог с твердым покрытием. В прошлом году мы построили 4. В следующем, думаю, осилим 18 километров. С ноября мы начнем отсыпку первых кустов газовых скважин, на которых в январе 2009 года начнется бурение. Графики изготовления и завоза буровых установок уже подготовлены. В следующую навигацию мы рассчитываем доставить на Бованенково три буровые установки. До конца года их нужно будет собрать на готовых кустах газовых скважин, с тем чтобы 1 января 2009 года начать бурить первые эксплуатационные скважины. - Сама технология бурения, которая будет применяться на Бованенково, отлична от методик, использованных на Ямбурге, Медвежьем? - Технология традиционна. Конструкции буровых остаются классическими. Другое дело - очень много вопросов возникает при эксплуатации в таких вот непростых льдистых, вечномерзлых грунтах, когда глубина льдистости достигает 50 метров. Мы провели серьезные изыскания по кустам газовых скважин, посмотрели состояние грунтов, чтобы правильно принять проектные решения в этом направлении. Рассматривается вопрос использования теплоизолированных труб, с тем чтобы препятствовать растеплению. Возможно, будет применяться изоляция 20-30 метров верхнего ствола, чтобы при бурении на выходе растепления не было, воронок не образовывалось. Эту работу ведет ВНИИГаз. При этом, чтобы повысить противофонтанную безопасность, предполагается использование импортных насосно-компрессорных труб. Мы за лето провели большую подготовительную работу. Намыли 2,7 миллиона кубометров карьерного грунта. Надо его заготовить 15 миллионов. За два года должны успеть. Чтобы загодя станки на эти площадки поставить, завезти буровое оборудование, материалы, реагенты и начинать работать. Сейчас готовится инфраструктура для бурения. Налаживаются линии, электростанции, база буровой организации. На месторождении была старая инфраструктура. Мы ее унифицируем. База создается на перспективу. Она будет не только для Бованенково, не только для обустройства ГП-2, но и для ГП-1, и для ГП-3, и в том числе для геологоразведочных работ. С ними связывается большая перспектива. Целая эпоха. Работы - не менее чем на 30 лет. На станции Бованенково мы планируем создать очень серьезный геологический комплекс. Кроме того, у нас есть лицензия на Новопортовское месторождение. Это нефть. Мы в этом году готовим документацию. Первые этапы добычи небольшие - до 160 тысяч тонн. Но вообще, в перспективе, уровень производства предусматривается до 2 миллионов тонн. От Паюты до Нового Порта всего 173 километра. Можно возить нефть на машинах. - Кто сегодня ваши подрядчики и каковы их характеристики? - Компания "Бургаз" поведет бурение эксплуатационных скважин, а общество "Стройгазконсалтинг" выполнит основные объекты строительства. Дороги, скважины, газопроводы, установки комплексной подготовки газа, дожимные компрессорные станции, всю инфраструктуру, связанную с добычей газа. В качестве транспортной организации назначено предприятие "Спецгазавтотранс". Это газпромовская организация. Она уже действовала там, на полуострове, 15 лет назад. На Бованенково работает наш трест - "Ямалстройгаздобыча". То, что там построено, возведено силами этого треста. Что касается железной дороги - стройку ведет известная организация, общество "Ямалтрансстрой". Она и начинала строить эту дорогу. В качестве мостостроителя привлечена компания "Нефтересурсы". Большая работа проведена по переоснащению строительного комплекса. Закуплено большое количество техники, в том числе самосвальной, буровой, специальной. Порядка 500 единиц точно купили. И продолжается пополнение парка, в том числе импортной техники. - Сколько рабочего персонала задействовано на Бованенково? - В сезон было около 2000 человек. Сейчас около полутора тысяч. Идет подготовка к новому сезону. У нас сезонный всплеск всегда бывает. Работы требуют большого количества персонала. Привлекаются и стройотряды. - Какие очередные объекты готовятся к приемке? - Идет подготовка к сдаче двух общежитий более чем на 300 мест каждое. Они будут готовы к концу года. Там сейчас идет монтаж оборудования в столовой, заканчиваются работы в общественном блоке. В административном здании есть канал космической связи. Проект пионерной связи заказан. Работаем и по сотовой сети. Оператором будет "Мегафон". Вахтовик сможет домой свободно звонить. А что такого? XXI век все же!...

Вдоль по мутной Сеяхе

- Александр Иванович, какие задачи назначены для УКСа на 2008 год? - В основном операции, связанные с подготовкой к бурению. И навигация будет посвящена оснащению буровиков. Оно идет поэтапно. Станки изготавливает завод "Уралмаш". Электростанцию будем использовать пока оставшуюся с прежних времен. Она тепловая, работает на местном газе. Но уже запроектировали новую. В следующем году запустим. Мы должны отсыпать 9 площадок кустов, построить, повторюсь, порядка 18 километров дорог, базу заказчика для приема грузов. Их планируем 300 тысяч тонн. Это только по воде. 36 скважин пробурим тремя станками. В этом я не сомневаюсь. Станки будут поступать каждый год, с 2008-го по 2010-й. По три станка в год. И динамика ввода нацелена на постоянный рост. Сначала будет разбурено 36 скважин, на следующий год - 78, затем - 98, а потом аж 120. И мы должны 9 станками каждый год по 140 скважин вводить. А может, и больше. В 2009 году начнем бить основания под основные объекты, под газопроводы. Будем бурить, обвязывать скважины. Исполнять весь комплекс работ, как это бывает на объектах газовой промышленности. Будут готовиться основные промбазы для новых эксплуатирующих организаций. Это газоспасательная станция. Противофонтанная безопасность очень серьезная вещь. Она должна быть рядом с бурением. Это база геофизиков, без нее никак. База эксплуатирующей организации. - Есть определение для технических решений на Бованенково? - Они... нетрадиционные. Там и станция охлаждения газа должна быть, и головная компрессорная - три машины по 25 мегаватт. Будет применяться совершенно другая идеология и технология осушки. Низкотемпературная сепарация. Там тоже будут применять блочно-модульный метод строительства. Комплектовать здания и сооружения мы будем из конструкций железнодорожного габарита, оснащенных технологическим оборудованием и со всей инфраструктурой внутри. Это те же блок-боксы, но они повышенной заводской готовности. Нам не надо супера здесь. Потому что на месторождении тяжелая транспортная схема. 500-тонный блок сюда не доставишь. У нас будут поступать конструкции весом не более 40 тонн. Отдельные элементы будут весить до 100 тонн. Например, абсорберы. Все будет блокировано, чтобы довести до того же Хралова или до Архангельска, погрузить и завезти на Харасавэй или в устье Мордо-Яхи, там перегрузить на низкосидящие плавсредства и доставить на Бованенково по Мордо-Яхе или мутной Сеяхе, прямо на причал. Правда, на него больше 25 тысяч тонн не завезешь. Значит, придется везти груз на Харасавэй и оттуда по зимнику доставлять. Его мы научились строить. 120 километров - не так сложно. - Самый больной на сегодня вопрос? - Доставка персонала. Нужно строить аэропорт. Проект пока в работе, а возить вахтовиков надо уже... вчера. Уже делаем вертодром. Пока временный. Порядка 13 машин должно в воздухе работать ежедневно. Вот мы третий день не летаем - погоды нет, и все ж там стоит... Пять вертолеток сейчас строим. Со взлетками, чтобы повысить нагрузку на авиатранспорт. Вертодром будет удобный, с инфраструктурой, современными средствами навигации. С ними можно летать и ночью. Второй этап - строительство снежно-ледовой полосы. Чтобы принимать борта класса Як-40, Ан-24, Ан-74. Проект разрабатывает Федеральная аэронавигационная служба России. Если мы развяжем авиацию, то задачу по перевозке пассажиров наполовину выполним. Сегодня, чтобы завезти на стройку 5-6 тысяч рабочих, средств не хватит во всей России. Из Надыма на Бованенково вертолет летит три с половиной часа. И везет 20 человек...

Закон цепи

- Почему разработку новых месторождений повсеместно называют системным мегапроектом? - Это потому, что в стране многое теперь меняется. Заводы воскресают. Многие из них были в стагнации. "Газпром" стимулирует подъем собственного производителя. У нас ведь оборудование в основном отечественное - за исключением турбодетандеров, КИПовской, управляющей арматуры. Уникальность проекта в том, что рабочее давление газопровода будет 120 килограммов. Такой трубы в России нет. Пока нет. В экспериментальном порядке на ижорском заводе ее катают. Но своя труба нужного качества в стране еще появится. - Как сказалась та большая стройка, которая начата на полуострове, на структуре вашего управления? - Действительно, нам предписывалось подготовить предложения по реструктуризации службы заказчика. "Надымгазпром" в 2007 году большую работу провел по реструктуризации структур, занятых непосредственно на Ямале. Но и не только. Рассмотрены вопросы, касающиеся центральных структур. В отделах энергетики, автоматизации, добычи газа, технических отделах пересмотрены функции, рассматривается возможность привлечения дополнительных кадров. Потому что мы сегодня работаем на стадии проекта, на стадии подготовки технических заданий, технических требований к большим работам. Сегодня закладывается идеология основного проекта, ориентированного на добычу газа. До этого строили объекты транспортного назначения, инфраструктуры, жилье - то есть вспомогательные. В ноябре этого года ожидаем получить проект обустройства Бованенковского месторождения. Самый главный документ, который положит основу начала серьезных работ. В дальнейшем он согласно законодательству будет предоставлен в Главгосэкспертизу. Процедура его рассмотрения займет не менее восьми месяцев. Сейчас мы работаем в контакте с администрацией Ямальского района, с администрацией округа. Создана рабочая группа. От администрации ее возглавляет Сергей Коновалов. От нас - заместитель генерального директора по перспективному развитию (а в рамках реструктуризации в НГП создан отдел перспективного развития) Морозов Игорь Сергеевич. Мы с ним и Ямсовей, и Юбилейное месторождение проходили вместе. Он вырос от простого инженера до заместителя генерального директора. Что касается управления капитального строительства, то его численность в текущем году выросла на 70 человек. И это не предел. Мы планируем открыть отделение на Бованенковском месторождении численностью порядка 150 человек. На Харасавэйском месторождении будет расположено несколько отделов. Мы там создаем сегодня производственную базу для работы наших филиалов. В том числе и для управления капитального строительства, и для Ямальского газопромыслового управления. Вскоре планируем переехать туда. Ведь на месте виднее. Для этого на Бованенково готово административное здание со всеми коммуникациями, включая конференц-связь. Там уже стулья расставили. Осталось укомплектовать отделы оргтехникой. Думаю, в течение полутора месяцев все вопросы закроем.

Вахтуют всех

- Дважды "Газпром" подступался к полуострову... и отступал. Сегодня ощущение необратимости начатых процессов нерушимо? - Я вам скажу как руководитель... Мы за годы перестройки успели истосковаться по работе. Сегодня трудимся, не считаясь со временем. - Это заметно... (интервью было назначено на вечер. Часы в рабочем кабинете Александра Ивановича показывали 20-45). - Так это еще что!... У нас сейчас сумасшедший ритм настает. И необратимость начатого не требует комментария. Да, пока идет стадия подготовки проекта. Но 2008 год принесет очень серьезный рост работ на Бованенково. На Харасавэе, может, не так еще. А вот на Бованенково все раскручено будет по полной программе. - Всякое время имеет свои приметы. Вам сегодняшний день показал, что... - У меня кадры опытные. Многое люди повидали, многое знают. Немало строек прошли. Особенность в том, что старые кадры уходят на пенсию. У меня за два года уволилось 75 человек. Из них 45 пенсионеров. Остальные ушли в другие системы заказчика. - А в чем главная примета времени? - Думаю, что сейчас многие будут возвращаться. Работа найдется всем.








Александр БЕЛОВ, Тюменские известия

 Актуальные дискуссии
Заработать

13/09/2018 10:23:56

Ищу работу на Севере вахтовым методом энергетика

12/04/2018 18:00:17

Ищу работу заполняете вахта

25/10/2017 10:56:29

Ищу работу

11/12/2016 08:31:46

им

22/06/2016 19:58:30

Ищу работу

15/03/2016 14:50:09

ищу работу

11/09/2015 08:42:26

КРС

14/04/2015 15:58:15

КРС

14/04/2015 15:57:08

<Без темы>

20/01/2015 12:10:06

8 909 234 31 33

20/01/2015 12:04:48

трудоустройство

06/12/2014 20:52:06



Использованные источники:
allnorth.ru
C’T
HMN.RU
SmartMoney
Vanity Fair
www.patriot-pomor.ru
www.uhta.net
Авангард
АиФ в Архангельске
Аргументы и факты
Аргументы и факты - Магадан
Аргументы и факты на Енисее
Аргументы и факты на Мурмане
Арсеньевские вести
Архангельск
Бизнес-класс
Бизнес-класс. Архангельск
Боевая вахта
Будни Коми
Важский край
Ведомости. Пятница (приложение к газете Ведомости)
Вельск-инфо
Вельская неделя
Вельские вести
Вести
Вести города М
Вестник космодрома
Вестник Приобья
Вечерний Котлас
Вечерний Красноярск
Вечерний Магадан
Вечерний Мурманск
Вечерний Новосибирск
Вечерняя Москва
Вечерняя Урдома
Воздушный флот
Волна
Газета
Граница России
Гудок
Двиноважье
Двинская правда
Деловое Прикамье
Деловой Петербург
Для клиентов:
Добрый вечер, Архангельск!
Жизнь за всю неделю
Завтра
Заполярная правда
Заполярный вестник
Заря
Заря Тимана
Звезда
Звездочка
Зеленый мир
Земляки
Знамя
Знамя труда
Золотой Рог
Зырянская жизнь
Известия
Известия Удмуртской Республики
Индустрия Севера
Кадровый менеджмент
Каргополье
Колымский РегиоN
Колымский тракт
Коммерсантъ
Комсомольская правда
Комсомольская правда - Коми
Комсомольская правда - Тюмень
Комсомольская правда в Красноярске
Комсомольская правда в Магадане
Коношский курьер
Континент Сибирь
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Крайний Север
Красная Печора
Красное знамя
Красноярская газета
Красноярский рабочий
Красный Север
Курьер Беломорья
Лесной регион
Литературная газета
Магаданская правда
Маяк
Местное время
Метро
Мир&Dom. Business
МК в Архангельске
Молодежь Севера
Моряк Севера
Московские новости
Московский комсомолец в Архангельске
Московский комсомолец в Томске
Мурманский вестник
Наше время
НГ-exlibris
Недвижимость и цены
Независимая газета
Независимое военное обозрение
Независимый взгляд
Нефтегазовая вертикаль
Нефть России
Новая газета
Новодвинский рабочий
Новости Югры
Новый Архангельск
Новый город
Няръяна вындер
Омский вестник
Онега
Панорама Столицы
Парламентская газета
Парма
Пинежье
Плесецкие новости
Полярная правда
Правда Севера
Правда-КПРФ
Псковская правда
РБК
Республика
РИА
Родина
Российская газета
Российская земля
Россия
Русский репортер
Рыбак Камчатки
Рыбак Сахалина
Рыбак Севера
Самотлор-экспресс
Север
Северная надбавка
Северная Широта
Северный комсомолец
Северный рабочий
Сегодняшняя газета
Сельская жизнь
Сибирское агентство новостей
Слово нефтяника
Смена
Собеседник
Советская Сибирь
Строительная газета
Сургутская трибуна
Таймыр
Томская неделя
Томская нефть
Транспорт России
Трибуна
Трудовая Коряжма
Тюменская область сегодня
Тюменская правда
Тюменские известия
Тюменский курьер
У Белого моря
Усинская новь
Устьянские Вести
Устьянский край
Учительская газета
Холмогорская жизнь
Хронометр
Челябинский рабочий
Щит и меч
Эвенкийская жизнь
Эвенкия
Экономика и время
Экономика и жизнь
Эксперт
Эксперт Сибирь
Эксперт Урал
Эхо столицы
Якутия
Якутск вечерний
Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru